Бесплатный хостинг uCoz
Заведующий
Медведева Светлана Николаевна

Меню сайта















  • Новости
  • Полезные ссылки
  • Фотоальбомы
  • Гостевая книга
  • Родительская плата
  • Прием детей в ДОУ
  • Сайты педагогов
  • Прокуратура информирует
  • Прокуратура информирует

    Дополнительные сборы в системе образования недопустимы

    Поступающие в органы прокуратуры республики обращения граждан и анализ практики прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства об образовании, свидетельствуют о распространенных фактах неправомерного сбора денежных средств с родителей обучающихся, воспитанников дошкольных и общеобразовательных учреждений.

    В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

    Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

    Обязанности по приобретению имущества, средств личной гигиены, проведение ремонтных работ в учреждении названным законом возложены на образовательную организацию.

    Образовательные организации, принимая решения об оказании родителями и иными законными представителями «спонсорской помощи», предоставленным правом злоупотребляют.

    В результате этого добровольные пожертвования превращаются в принудительный сбор денежных средств.

    Допускаются множественные случаи незаконного привлечения денежных средств родителей и иных законных представителей воспитанников и обучающихся под предлогом добровольных пожертвований и благотворительной деятельности на текущие нужды детский садов и школ, а именно, на ремонт классных, групповых помещений, охрану образовательных организаций, приобретение мебели, установку окон, а также на иные материальные ценности, которые должны финансироваться из бюджета.

    Действующее законодательство не содержит запрета на оказание родителями материальной (благотворительной) помощи образовательным организациям.

    Вместе с тем, Федеральным законом от 11.08.1995 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлен принцип добровольности такой помощи. Принудительный сбор с родителей денежных средств не допустим.

    Соответственно, инициатива оказания помощи школе или детскому саду должна исходить от родителей и носить исключительно добровольный характер для каждого.

    Таким образом, установление и взимание с родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций платы за оказываемые в пределах соответствующего федерального государственного образовательного стандарта образовательные услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета Российской Федерации, прямо противоречит законодательству Российской Федерации.

    Статьей 4 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» родители (законные представители) учащихся общеобразовательных организаций вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.

    В соответствии со статьями 7 и 93 Федерального закона функции по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Следовательно, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере образования, обязаны реагировать на сообщения граждан о незаконных сборах денежных средств с родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций, проводить проверки по данным сообщениям и в рамках компетенции принимать исчерпывающие меры по пресечению и недопущению в дальнейшем незаконных действий.

          

          

     

    Прокуратурой района проведены проверки соблюдения требований законодательства по антитеррористической защищенности  образовательных учреждений

    Прокуратурой Московского района г.Чебоксары в первом полугодии 2015 года проведены проверки соблюдения требований законодательства по антитеррористической защищенности  образовательных учреждений, расположенных на поднадзорной территории.

    Согласно ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельности по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

    В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.

    Установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.

    Проведенные прокуратурой района проверки с выходом на место показали, что у 8 образовательных учреждений Московского района г.Чебоксары, частично отсутствуют ограждения территории, в связи с чем имеется беспрепятственный доступ к данным образовательным учреждениям, что нарушает их антитеррористическую защищенность.

    По результатам проведенных прокуратурой района проверок в адрес руководителей 8 образовательных учреждений г. Чебоксары внесены представления об устранении выявленных нарушений закона. В связи с этим образовательным учреждениям необходимо принять конкретные меры в целях устранения допущенных нарушений законодательства, привлечению виновных лиц к дисциплинарной ответственности, недопущению впредь подобных нарушений законности.

    В настоящее время образовательными учреждениями принимаются меры по устранению нарушений законодательства по антитеррористической защищенности.

    Старший помощник прокурора района

    О.В. Столяренко

               

         Вопрос: Законна ли практика принуждения к оказанию благотворительной помощи образовательному учреждению?

    Нередко при обращении в прокуратуру родителей интересует законность взимания различного рода пожертвований на нужды школы или иного образовательного учреждения. Соответствующие требования администрации, если граждане не желают оказывать, так называемую, спонсорскую помощь или услуги по ремонту и т.п., нарушают принципы бесплатности и доступности образования, ущемляя тем самым права и интересы граждан.

    В соответствии со ст. ст. 43, 37 Конституции РФ государство гарантирует бесплатность и доступность образования, принудительный труд запрещен. Согласно п. 8 ст. 41 Закона об образовании образовательное учреждение вправе привлекать только добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, какое-либо принуждение к оказанию благотворительной помощи недопустимо независимо от целей сбора средств.

    Однако сам факт сбора родительских средств на ремонт класса не является нарушением закона, если родители пожелали его произвести или не возражали против соответствующего предложения учителя. Доказать недобросовестность администрации учреждения можно при наличии сообщения лица о том, что его принудили, например, внести вклад в развитие материально-технической базы школы.

    Взимание средств за проведение вступительных испытаний, тестирование при поступлении в гимназии и лицеи, лицейские, гимназические классы муниципальных школ, равно как и проведение самих испытаний, также незаконно.

    Кроме вопроса добровольности при оценке законности оказания благотворительной помощи возникает вопрос о цели использования: если средства внесены по воле дарителей и им важно, как пожертвования будут использованы: на укрепление материально-технической базы учреждения или на премии администрации и обустройство ее кабинетов. В соответствии со ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и определять цели и порядок использования своих пожертвований. Таким образом, нецелевое расходование внебюджетных средств и нарушение порядка использования пресекается законом.

    Обжаловать незаконные действия образовательных учреждений следует непосредственно в муниципальный орган  управления образованием, при бездействии районной или городской администрации – в прокуратуру по месту нахождения учреждения, а также в суд.

    Вопрос: Могут ли лица понести ответственность за правонарушение, совершенное другими лицами, например родители за своих детей?

    В исключительных случаях законодательство об административных нарушениях допускает возможность привлечения к административной ответственности лиц, фактически их не совершавших.

    Например, такие исключения применяются к правонарушениям в области дорожного движения, совершенным с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений специальными техническими средствами (ст. 2.6.1 КоАП РФ).

    В данном случае к ответственности привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

    При этом, законодательством предусмотрены условия освобождения собственника транспортного средства от такой ответственности.

    Для этого, в соответствии с ч. 2 ст. 2.6.1. КоАП РФ собственнику необходимо подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении и доказать, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

    Что же касается, ответственности родителей за своих несовершеннолетних детей, например, за езду несовершеннолетнего ребенка на мопеде без шлема, необходимо отметить следующее.

    В данном случае, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена специальная статья 5.35 - неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

    Семейным законодательством на родителей возложены обязанности по воспитанию и образованию детей.

    Таким образом, если родители, купив ребенку мопед не научили его соблюдать правила дорожного движения, в их действиях формально содержится состав вышеуказанного административного правонарушения.

    Вместе с тем, возможность применения ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ к родителям несовершеннолетнего правонарушителя, необходимо рассматривать в зависимости от обстоятельств конкретного дела об административном правонарушении.

    Вопрос: Существуют ли ограничения на  распространение информации о несовершеннолетних, пострадавших от неправомерных действий?

    Федеральным законом от 05.04.2013 № 50-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия).

    Так, Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» дополнен нормами, запрещающими распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

    Исключением является распространение информации в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.

    В этих случаях такая информация может распространяться:

    1) с согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и его законного представителя;

    2) с согласия законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия);

    3) без согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и (или) законного представителя такого несовершеннолетнего, если получить это согласие невозможно, либо если законный представитель такого несовершеннолетнего является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий.

    Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о личности несовершеннолетнего потерпевшего от преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности допускается только в целях расследования преступления, установления лиц, причастных к совершению преступления, розыска пропавших несовершеннолетних в объеме, необходимом для достижения указанных целей, и с соблюдением требований, установленных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

    За несоблюдение установленных законом ограничений, незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), или нарушение предусмотренных федеральными законами требований к распространению такой информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст.13.15. КоАП РФ в виде административного штрафа: на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей; на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц от 400 тысяч до 1 миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

    МБДОУ "Детский сад №10" г. Чебоксары

    Форма входа

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 156

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Календарь
    «  Май 2018  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031

    Архив записей